Планово-предупредительный ремонт - зверь из советского прошлого.

После революционной ликвидации частной собственности, национализации всех предприятий и постановки во главу выдачу плана по продукции, советские руководители столкнулись с катастрофическим снижением качества выданной "на гора" продукции и постоянным срывом плана выпуска продукции. Руководители заводов не были заинтересованы в своевременном обслуживание и ремонте производственных мощностей. Премии платились только за выполнение плана. Оборудование эксплуатировалось по принципу "если надо больше молока, то надо чаще доить корову". Аварийный выход оборудования из строя увеличивал сроки простоя и невыполнение поставленного плана. Возник замкнутый круг. Также была необходимость планировать выделение средств на ремонт оборудования, что при такой эксплуатации было весьма затруднительно.

К решению задачи были привлечены научные институты, министерства, предприятия, которые в итоге выдали "на гора" концепцию ППР заключавшуюся в  разновременном, поузловом выполнении плановых ремонтов оборудования. Узел, независимо от его состояния, заменялся в установленные ППР сроки на новый или отремонтированный. Снятый узел отправлялся в ремонт. Такой подход позволил уменьшить время простоя оборудования, но потребовал нормирования работ по замене и ремонту узлов, нормирования оплаты труда ремонтных бригад. И, самое главное, он был трудно стандартизируем для всего разнообразия промышленных предприятий, что привело к ведомственным стандартам ППР, и тоже не решило проблем. Для каждого предприятия требовались доработки и индивидуализация ППР. Всё это требовало разработки индивидуального нормирования продолжительности и оплаты труда, и в итоге деградировало до существования планов для отчётности, а по факту эксплуатации оборудования "по отказу". Также такой подход увеличивал издержки, так как требовал большой запас оборудования на складах. И с ростом сложности и разнообразия оборудования этот запас только увеличивался.

Но были и полезные функции. Так системой планово-предупредительных ремонтов были введены регламентные технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д. Различались они меду собой по срокам выполнения и выполняемым технологическим операциям. ТО-1 - ежемесячно, ТО-2 - ежеквартально, ТО-3 - полугодовое и т.д. ТО с большим номером, включало в себя все ТО с меньшими номерами. Такая практика технического обслуживания и ремонта оборудования сохранилась и сейчас, и на мой взгляд является оптимальной.

В зарубежных странах иной подход к эксплуатации оборудования. Там, в отличии от советских реалий, существовал, развивался и существует "фирменный сервис" по обслуживанию и ремонту оборудования. Производитель оборудования сам проводит сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт и несёт ответственность за его работоспособность. Проводится плановое техническое обслуживание бригадами от компании производителя, а ремонт оборудования осуществляется по его техническому состоянию, после проведения диагностики. В российских реалиях такой сервис только начинает развиваться. Но собственникам всегда кажется, что производитель за свой сервис берёт дорого, а они способны сами обслужить своими силами, или сторонними, не сертифицированными производителем, компаниями. Как показывает практика, не всегда это получается. Да и гарантийные обязательства на оборудование пропадают.

Система планово-предупредительного ремонта разрабатывалась для производственных предприятий. Ранее разработанные, советские стандарты системы ППР сейчас не действуют, но термин прижился, и, до сих пор, систему технического обслуживания и ремонта здания называют именно так.