Предполагается, что "техники по эксплуатации", а именно так называется большинство вакансий, должны иметь как минимум среднее профессиональное образование. В настоящее время компании сектора FM не разделяют техников на специалистов по той или иной инженерной системе. Все должны быть "универсальными бойцами". Этакий "И швец, и жнец, и на дуде игрец".

Откуда же берутся такие "крутые" специалисты?

Причём в требованиях к вакансии некоторые компании включают и модернизацию инженерного оборудования и ведение документации по объекту. Ну и при этом не забывая включать погрузочно-разгрузочные работы и даже уборку территории. Видимо, что бы не засиживались, ударно выполнив основные работы. Всё как в известном анекдоте.

В настоящее время таких специалистов готовят в колледжах и техникумах. Если посмотрим государственные образовательные стандарты среднего профессиогального образования, то на сегодняшний день есть только две специальности по ощему обучению эксплуатации инженерных систем. Называются они "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства" и "Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома". Для тех кто желает приобрести более специализированное образование существую также специальности "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции", "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий". Так как идёт бурная деятельность по совершенствованию образовательных программ, то может уже и что то изменилось. Но всегда можете уточнить на сайте Рособрнадзора.

Если же посмотреть на программу обучения по этим специальностям, то выяснится, что из 4 500 академических часов, на профессию отводится только 1 800, включая учебную и производственную практику, а это примерно 1 200 часов. Интересно, отличается ли нынешняя "производственная практика" от показанной в фильме "Афоня"? Нетрудно посчитать, что на теоретическую базу отводится всего 600 часов. То есть за 15 недель, включая выходные при пятидневном обучении, специалист начинает разбираться во всех инженерных системах зданий и порядке их обслуживания. Цифры приведены средние из учебных программ по специальностям публикуемые учебными заведениями.

Исходя из заключений учебных заведений, такой специалист отлично знает устройство инженерных систем, умеет проводить их техничсекое обслуживание, умеет пользоваться инструментами, в том числе и ручным электрическим, и даже, порой, умеет проводить сварные работы! Просто мечта любой FM компании!

На практике всё оказывается "немного не так". Приходящие на работу ребята, на собеседованиях обнаруживают лишь знания о существовании инженерных систем и смутные представления об их устройстве, слабое знание о механических узлах и их устройстве, об автоматике и т.д. Если внимательнее посмотреть программу обучения, то их обучают выполнению работ по нарядам-заданиям. Самостоятельного понимания какие именно работы надо выполнять, куда смотреть в первую очередь они, как правило, не имеют. Большая часть даже не понимает как снять параметры работы той же вентустановки. Многие не хотят работать по специальности из-за низкого престижа профессии который напрямую зависит от низких установившихся зарплат. Сталкивался со случаями когда отработав одну смену человек, получивший профильное образование, сразу пишет заявление об увольнении.

Костяк техников-универсалов составляет возрастная группа 35 - 60. Уровень образования в основном среднее-специальное по техническим специальностям, но не являющееся профильным. Встречаются люди и с высшим образованием, а порой даже и с двумя. Как то у меня работал техник с юридеческим и экономическим высшими образованиями, правда не долго. По сути это не профессионалы по обслуживанию инженерных систем, отлично знающие их устройство и порядок обслуживания, просто люди с "бытовым", опытом умеющие выполнять простые работы и имеющие одну специализацию по системам электроснабжения, сантехнике и т.д..

Основная причина по которой люди идут работать техниками по эксплуатации это возможность совмещать две работы в графике сутки-трое. При этом стараются подобрать места работ таким образом, что бы двое рабочих суток шли подряд. При этом работа техником по эксплуатации, как правило, не является основной. Любые изменения в графике основной работы приводят к увольнению и поиску другой "подработки". И хорошо если первые сутки он работает у вас, иначе человек будет просто пытаться поспать на работе. Какие только "нычки" для места такого отдыха не доводилось находить.

Не увеличивает приток персонала и негласный, возрастной ценз существующий в некоторых компаниях FM. Так знаю одну компанию в которой не берут на работу техников старше 50 лет, а инженеров старше 55 лет. При этом директор этой компании регулярно, на различных форумах, делает заявления о недостатке на рынке квалифицированного персонала. Может, конечно, он не знает о возрасном цензе в своей компании, но тогда вопрос уже о его профессионализме.

Невозможность, "копаться" в резюме соискателей вакансий "техник по эксплуатации", вынуждает компании снижать квалификационные требования к рабочему персоналу, а порой и к инженерному. И даже при всём этом я ни разу не видел заполненного на 100% штата по рабочим специальностям. В лучшем случае 85%, из которых больше половины плохо понимают как они должны выполнять свою работу и имеют слабое представление об инженерных система зданий вообще.  Не имеют заинтересованности в выполнении своей работы, так как достаточно легко могут найти аналогичную на рынке.  Имеют слабую мотивацию и низкую квалификацию. Всё это существенно снижает качество технического обслуживания инженерных ситем здания.

Закрытие проблем конечно требует комплексных решений. Но без внедрения грамотной ситемы технического обслуживания инженерного оборудования зданий, обучения и тестирования технического персонала глубина проблемы не видна. Квалификация вещь очень субъективная. Как говорил небезизвестный персонаж, - "Кому и кобыла - невеста".

Начните с внедрения стандарта технического обслуживания, регламентов технического обслуживания инженерных систем, создания технологических карт по обслуживанию инженерных систем, разработки программ обучения и тестирования инженерного и рабочего персонала по обслуживанию зданий, в том числе и при приёме на работу. Это переведёт проблему в объективный уровень. Позволит показать необходимость повышения уровня зарплат и повысить мотивацию и ответственность персонала.

И, кроме всего прочего, позволит повысить качество технического обслуживания при уже имеющихся человеческих ресурсах.